Обследование сердца собакам и кошкам

Кардиологические нарушения у собак и кошек – к сожалению, не редкость. Животные, точно так же, как и люди, страдают от врожденных пороков сердца и приобретенных заболеваний. Однако если раньше лечение болезней сердца было исключительно консервативным, то сейчас в ветеринарии все активнее развивается кардиохирургия. Многие операции, ранее проводимые только людям, сегодня доступны и для животных.

Операции у собак и кошек в ветеринарной клинике Ветзвонок.

Распространенные болезни сердца у собак и кошек

Для кошек и собак характерны как врожденные пороки развития сердца и сосудов, так и приобретенные заболевания. У разных видов те или иные заболевания встречаются с разной частотой. Так, кошки чаще всего страдают от следующих болезней:

• незаращение боталлова протока. Боталлов проток – короткий сосуд, соединяющий аорту и легочную артерию у плода и отводящий кровь от неработающих легких. Как только котенок или щенок появляется на свет и начинает дышать самостоятельно, необходимость в боталловом протоке пропадает, и он постепенно зарастает. Однако у некоторых животных этого не происходит. Незаращение боталлова протока приводит к регулярному перебрасыванию крови из аорты в артерию (в аорте давление намного больше, чем в легочной артерии и легких), что создает чрезмерную нагрузку на ее стенки, а также легкие;
  • стеноз аорты – сужение устья аорты, в результате чего затрудняется кровоток. Левый желудочек при этом переполняется кровью и постепенно деформируется, что приводит к нарушениям сердечного ритма и сердечной недостаточности;
  • дефект межжелудочковой перегородки – наличие отверстия в стенке между правым и левым желудочками сердца. Такое состояние приводит к гипертрофии сердца и развитию сердечной недостаточности;
  • гипертрофическая кардиомиопатия – патологическое утолщение стенки желудочка (обычно левого, реже правого). Очень опасное состояние, так как часто протекает бессимптомно, однако способно привести к летальному исходу, особенно при физических нагрузках.

Собаки часто страдают от таких патологий, как:

• дилятационная кардиомиопатия – растяжение желудочков сердца. Это состояние приводит к нарушению сократительной функции сердца и сердечной недостаточности;
  • деформации аорты. К ним относятся удлинение, искривление, образование петель, перегибы, перерыв дуги аорты;
  • миокардит – воспаление мышечной оболочки сердца;
  • синдром слабости синоатриального узла – нарушение проведения электрического импульса к предсердиям, в результате чего снижается частота сердечных сокращений;
  • незаращение баталлова протока;
  • стеноз аорты.

Все эти заболевания встречаются у сравнительно молодых животных. Пожилым чаще всего диагностируют заболевания, связанные с дегенеративными процессами в тканях и не требующие операции.

Подобные состояния могут быть скорректированы при помощи консервативного лечения, однако намного эффективнее они исправляются хирургической операцией.

Операции у собак и кошек в ветеринарной клинике Ветзвонок.

Симптомы кардиологических нарушений и показания к операции

Большинство кардиологических заболеваний у животных протекает бессимптомно. Заметить какие-либо отклонения у собаки или кошки зачастую можно только при обследовании. Однако иногда симптоматика все же проявляется – в этой ситуации важно вовремя ее заметить и обратиться к ветеринару для назначения операции.

Какие же симптомы должны насторожить владельца животного?

• одышка, особенно после физических нагрузок;
  • изменение цвета слизистых оболочек – обычно они становятся синюшными, реже бледнеют;
  • вялость и сонливость питомца, долгий сон (дольше обычного);
  • у собак, реже у кошек – периодически возникающий сухой кашель без признаков простуды.

При обнаружении подобных признаков кошку или собаку необходимо немедленно показать ветеринару-кардиологу. При необходимости врач может направить животное на операцию.

Операции у собак и кошек в ветеринарной клинике Ветзвонок.

Какие операции проводятся в ветеринарной кардиологии

Операции на сердце в ветеринарии начали проводиться сравнительно недавно. В основном показаниями к хирургическому вмешательству служат врожденные пороки сердечно-сосудистой системы.

Самая простая и распространенная операция – закрытие баталлова протока. Этот дефект устраняется следующим образом: на сосуд накладывается лигатура (условно говоря, сосуд перевязывается), и сброс крови в легкие прекращается. Обычно эта операция проходит быстро и без осложнений.

ветеринарные хирурги пользуются методом баллонопластики, позаимствованном из медицины человека. Суть метода состоит в том, что в устье артерии вводится катетер с микроскопическим баллоном. В баллон нагнетают физиологический раствор, и он постепенно расширяется, увеличивая просвет сосуда. Особенность этой операции в том, что для нее не требуется разрезать сердце – катетер вводится через бедренную артерию. Ветеринарные хирурги проводят операции и при приобретенных заболеваниях сердца. Чаще всего им приходится сталкиваться с накоплением жидкости внутри сердечной сумки (перикарда). Причиной такого состояния чаще всего становится опухоль. Жидкость из сердечной сумки необходимо своевременно откачивать, так как ее чрезмерное скопление может привести к тампонаде сердца – состоянию, при котором сердце оказывается сдавлено перикардом и не может нормально сокращаться. Это приводит к застою крови в сосудах, отекам, в тяжелых случаях даже к летальному исходу. Чтобы избежать этого, ветеринары проводят операции по откачиванию жидкости из перикарда при помощи специальной иглы. Однако это экстренная временная мера; для того, чтобы предотвратить скопление жидкости в дальнейшем, необходимо провести операцию по удалению опухоли.

Врачи нашей клиники проводят все виды кардиохирургических операций для животных. Опытные специалисты осуществят любую операцию быстро и качественно. Мы гарантируем бережный индивидуальный подход к каждому пациенту.

Получить консультацию по интересующим вас вопросам или записать питомца на операцию вы можете по телефону, указанному на сайте.